Основные направления научно-исследовательской работы

Психодиагностические методы исследования в профессиональной работе государственной службы (мониторинг и психокоррекция личностно-профессиональных качеств и готовности личности государственного служащего к деятельности, обучению, карьере, профессионального роста)
(руководители - проф. А.А. Деркач, проф. Ю.В. Синягин, проф. Н.И.Конюхов, проф. С.А.Анисимов, доц. В.Н.Марков).

Осуществлено исследование проблем формирования профессионального потенциала государственного служащего, степени распространенности акцентуированных черт личности различного типа государственных служащих. Выявлены и проанализированы особенности психодиагностики в процессе переподготовки и повышении квалификации государственных служащих, что позволило разработать основы концепции психодиагностических исследований государственных служащих в ходе повышения ими квалификации и аттестации.

Психологические проблемы развития профессионализма государственных служащих
(руководитель - профессор В.Г.Асеев, профессор О.С.Анисимов, профессор С.А.Анисимов).

Определены принципиальные основы психологической концепции профессионализма государственных служащих. Уточняются тенденции и закономерности развития профессионализма государственных служащих. Определена роль персонификации и универсализации обучения. Исследованы условия использования профессиограммы для построения модели акмеограммы специалиста при подготовке кадров государственной службы.

Профессиональная деятельность государственных служащих в экстремальных, стрессовых, напряженных ситуациях
(руководители - профессор О.И.Жданов, профессор А.Я. Анцупов).

Проводится анализ и выявление профессионально важных психологических качеств государственных служащих в условиях экстремальных, стрессовых, напряженных ситуациях. Разработаны основы концепция ситуативной диагностики.

Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих
(руководитель - профессор О.И.Жданов, профессор Л.А. Степнова).

Изучены условия и факторы, исследуются проблемы поддержания профессиональных возможностей государственного служащего на максимально высоком уровне. Исследование нацелено на решение проблем профессионального здоровья государственных служащих. Экспериментальная работа связана с разработкой и подбором наиболее эффективных технологий ресурсосбережения применительно к соответствующим условиям профессиональной деятельности и состоянию здоровья государственных служащих - психологическая самозащита в стрессе, профилактика хронической усталости, восстановление психоэнергетического потенциала.

Развитие социально-перцептивной компетентности кадров государственной службы
(руководитель - академик РАО, профессор А.А.Бодалев).

В рамках данного научного направления основным стало выявление социально-перцептивной компетентности работников в различных областях государственной службы, уточняется модель социально-перцептивной компетентности современного руководителя, продолжается разработка специальных программ по формированию социально-перцептивных навыков, умений и способностей управленцев с целью повышения их профессионального мастерства.

Имидж руководителя
(руководитель - профессор С.А.Анисимов, профессор А.П. Федоркина).

Изучаются сходства и различия в имидже различных категорий государственных служащих. Уточнены основные положения психологической концепции имиджа.

Выявляются содержательные связи таких понятий, как имидж, стиль деятельности, авторитет, доверие. Развивается объектное и предметное поле исследований проблем имиджа. Раскрывается психологическое содержание и структура таких категорий, как имидж организации и, прежде всего, имидж государственной службы. Продолжается поиск условий и факторов, способствующих повышению действенности имиджа.

Мотивация в профессиональной деятельности и достижение успеха в карьере государственных служащих
(руководитель - профессор В.Г.Асеев, Т.П.Гордеева).

Актуальные проблемы, разрабатываемые в рамках данного научного направления: мотивационная регуляция деятельности государственного служащего, мотивация профессиональных достижений; мотивационный аспект временного планирования жизнедеятельности; психологические аспекты отношения государственных служащих к здоровью; мотивационные механизмы управленческой и воспитательной деятельности; принцип оптимальности в регуляции профессиональной деятельности; мотивационные механизмы интеграции управленческих воздействий. Изучена мотивационная сфера государственных служащих, направляющихся на учебу.

Учет социально-психологических условий и факторов в деятельности кадров государственной службы
(руководители - профессор В.Н.Маркин, профессор А.П. Федоркина).

Продолжается теоретическая и экспериментальная работа по изучению социально-психологических проблем в деятельности кадров государственной службы.

Проанализирована роль социально-психологической информации в профессиональной деятельности и учебе государственного служащего (в декабре по информатике защищена докторская диссертация П.В.Беспаловым; составляется банк социально-психологической информации). Осуществляется изучение социально-психологических факторов развития государственного служащего как личности и профессионала (концепция-Я, ценностная система, социально-психологические профессионально-важные качества).

Психологические основы формирования эффективных управленческих команд
(руководитель - профессор Ю.В. Синягин).

Определены основы концепции формирования управленческих команд в отношении выполнения ими целевых программ управления. Для обеспечения качественной профессиональной подготовки команд государственных служащих осуществляется разработка методических основ учебного процесса, что конкретно позволит повысить уровень эффективности учебы, укрепить ее связь с практикой, проработка и внедрение новейших учебных технологий.

Личность государственного служащего в психологической системе "руководитель - коллектив - подчиненный", профессиональное общение государственных служащих
(руководитель - профессор А.А. Деркач).

Продолжается уточнение теоретических, методологических положений и прикладных аспектов оптимизации профессиональной деятельности государственного служащего, включенного в систему "руководитель - коллектив - подчиненный". Разрабатываются технологии формирования профессиональной культуры государственных служащих.

Определяются показатели феноменов конкурентоспособности и карьеры государственных служащих.