Т.Ф. Базылевич «Квазитестирование в дифференциальной акмеологии»

Тесты – и соответственно тестирование - в современном мире отражают многовековой интерес человека к познанию себя и других людей. Здесь информация об индивидуальных особенностях конечно же представляет особую ценность для решения многих теоретических и прикладных проблем личности, от правильности этих представлений подчас зависит благополучие не только отдельных людей, но и организаций, и государств. Однако трудности такой очевидно важной процедуры как тестирование с каждым десятилетием множатся в геометрической прогрессии. Рационализированные психологами причины такого парадокса общеизвестны. Прежде всего – это – «дурное множество» индивидуальных социабельных и генотипичных особенностей человека. Каждый человек отличается от других людей множеством свойств, качеств, характеристик, черт, признаков. Не будет большим преувеличением сказать, что мы тратим значительные силы на попытки познания самого себя. Однако, обычно используемое при этом самонаблюдение слишком часто приводит к рационализациям человеком своих апперцепций, что усугубляет незнание своей индивидуальности и сказывается в иррациональном желании кардинально - даже во вред себе и окружающим - изменить себя ( создать своеобразную комфортную "экологическую нишу"). Алкоголизм, наркомания, акцентуации характера, позволяющие хоть на время как бы "выйти" из рамок индивидуально-стабильных особенностей личности, могут быть следствием непознаваемости индивидуальности "житейскими" способами. В данном контексте правомерен вопрос: " Знаем ли мы себя? Каким образом можно получить объективные данные об индивидуальности, опосредующей влияние внешних причин на внутренние условия взаимодействия человека с миром ?" Эти проблемы волнуют каждого, поскольку связаны с пониманием и познанием личности в ее каждодневных проявлениях. И здесь обычно вспоминают о тестах и тестировании.
Не будет большим преувеличением сказать, что волна тестирования захватила практику. Этот факт тем более неожидан, если вспомнить, что понятие тест употреблялось в идеологизированной психологии разве что в критическом плане ( практика тестирования по сути дела была запрещена после известной Павловской сессии 1936 года вместе с педологией, системотехникой и психоанализом.) Последние десятилетия милениума со всей очевидностью показали трансситуативную вариативность традиционных тестовых оценок (В.Н. Дружинин и его сотрудники), роль культуральных, социальных, материальных факторов в их дисперсии (К.М. Гуревич, М.К. Акимова и др.). Вместе с тем, плюрализм мнений, характерный для психологии прошедшего десятилетия, способствовал – сначала- резкому подъему интереса к тестам, а затем (когда стали нарастать отрицательные последствия неразумного тестирования) - резкому спаду интереса к неработающим ( а часто – просто антигуманным) тестам. ( Характерно название одной из книг: «Тесты интеллекта и расизм». ).
Таким образом, налицо сочетание в тестологии – с одной стороны - ее огромной потенциальной пользы для нужд теории и практики человекознания и – с другой стороны- столь же огромной опасности для реализации гуманистических принципов современного социума. Все это заставляет снова и снова анализировать проблемы тестов.
В психологическом словаре тест определяется как краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий. Понятно, что такие процедуры, как то ФИКСИРУЯ НАЛИЧНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, НЕ В СОСТОЯНИИ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЖЕ В ЗОНЕ ЧЕТЫРЕХ МЕСЯЦЕВ ( хотя тестология имплицитно ставила такие цели).
Выход из парадоксов традиционного тестирования сегодня видят в критериально-ориентированных тестах (КОРТах). Практическая психология подчеркивает значение научно обоснованного критериально-ориентированного тестирования, в частности, в ходе сопровождения психического развития личности в плане работы психологической службы образования. ( Соответствующие технологии стали основой психологических разработок при создании этой службы, за что психологи получили первую Президентскую премию). Особые критерии психического развития вносят законы акмеологии, которые, в частности, связаны с обновлением системы образования в России, направленным на демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса. При этом измененяются цели воспитания и обучения, в качестве которых выступает не совокупность знаний, умений, навыков, а развитие личности человека. В этих условиях на первый план выступают акмеологические технологии формирования у личности инициативы, самостоятельности, творческости, которые позволят эффективно действовать в условиях патогенно стрессирующей человека неопределенности прогноза будущего. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личности, понимание самоценности человеческой жизни, интегративности ее индивидуальности.
Акмеологический аспект многогранных проблем индивидуальности ( интегрированный в дифференциальной акмеологии) прежде всего связан со способом детерминации наличной ее структуры со стороны субъективного и объективного критерия будущего результата, он – с позиций субъекта и с позиций общественной и личностной его значимости – должен быть самый высокий. Целью дифференциальной акмеологии является совершенствование человека в условиях нормативных критериев успеха при целеобразовании и эффективность целеполагания в структуре жизнедеятельности, акмеологическая помощь в достижении вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии при сохранении психического и соматического здоровья и оптимизации психического развития. Здесь объектом тестирования является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в разных сферах жизнедеятельности ( в том числе – и в профессиональной деятельности), достигающая вершин своего развития за счет гармонизации свойств и качеств целостной индивидуальности. Предметом изучения -в широком понимании- являются здесь процессы, закономерности, механизмы совершенствования человека в единстве и экологичности его индивидных и общеличностных свойств в субъекте психической деятельности, что ведет к гармонизации субъекта жизнедеятельности, труда, общения, приводящей к оптимальным путям самореализации в ходе постижения АКМЕ. В более узком понимании предметом является поиск законов и закономерностей формирования экологических «ниш» целостной индивидуальности человека для планирования оптимальных путей достижения АКМЕ. Это способствует саморазвитию и самосовершенствованию зрелой личности, ее самореализации, самообразованию, самокоррекции и самоорганизации, если фиксированы – наряду с критерим успеха – нормативные критерии непрерывного и всегда индивидуализированного развития инициативности, креативности, творческости в целях сохранения психического и соматического здоровья. Дифференциально - акмеологический метод – квазиэксперимент, основанный на фундаментальной теории акмеологии, формулирующий законы гармонизации и развития целостной индивидуальности при системообразующей роли вектора «МОТИВ-ЦЕЛЬ».
Дифференциально- акмеологические принципы – требование рассмотрения сложившихся у человека развивающегося паттернов внутренних условий субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия, анализируемых в аспекте гармоничного или дисгармоничного движения к «акме», если критерием психического развития является сохранение психического и соматического здоровья, комфортность жизнедеятельности, оптимальность сопряжения внутренних и внешних условий взаимодействия человека с миром. При этом, учение о высших гуманистических достижениях сочетаема с синергетикой и системным подходом.
Такой экологический (целостный, сохраняющий, гармонизирующий) ракурс объекта исследования дополняет общую акмеологию ( фиксирующую присущие всем людям законы постижения зрелой личностью вершинных достижений) закономерностями формирования индивидуализированных ее форм на основе знаний, помогающих понять, чем каждый из нас отличается от других людей в оптимальном движении к АКМЕ. Понятно, что учесть все факторы многогранного многоаспектного акмеологического развития личности невозможно. Здесь – для конструирования квазитестирования- уместно привлечь теорию, методологию, квазиэксперимент и практику реализации системного подхода к изучению сверхсложных развивающихся функциональных органов (Юдин; Садовский; Щедровицкий; Ломов; Базылевич, Ломов и др.). Такой подход позволяют изучать реально фиксируемые в квазиэксперименте (основанном на фундаментальной типологической теории, а не на статистике усредненной «нормы») «жесткие» звенья внутренних условий взаимодействия человека с миром, где по эволюционно-системным законам «слиты» свойства прошлого, настоящего и будущего развития личности (см. Базылевич 1983-2005). При этом важны паттерны свойств в акмеологически базовом квадранте жизнедеятельности, где ее системообразующими факторами ( со стороны вектора «МОТИВ-ЦЕЛЬ») являются: высочайшая интегративная эффективность-результативность деятельности при ее субъективной комфортности и сохранении психического и соматического здоровья личности.
Конструируемая в данном плане психодиагностическая методика оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ) является принципиально новым инструментом изучения типичного для каждого человека своеобразия типологических свойств, интегративно ( в эмоциональных «метках» типологически значимых событий) фиксирующего единство психических свойств прошлого, настоящего и будущего в поведении. Оценка структуры целостной индивидуальности ( по шкалам и симптомам ОСЦИ) позволяет - по сопряженности связей между разноуровневыми типологическими признаками - количественно фиксировать и качественно анализировать степень гармоничности ее строения для оптимальной регуляции результативной деятельности человека. При этом квазитестирование по методике ОСЦИ конструктивно рассматривает способствующие результативной деятельности компенсаторные и синергические связи типологических особенностей индивида и личности. Наличие таких отношений способствует индивидуализированной оптимизации эмоционально-активационного фона текущей деятельности, ее эффективности, оптимальному развитию задатков способностей личности, что - в комплексе - сохраняет психическое и соматическое здоровье, позволяя реализовать свойство функциональной выносливости в напряженном комфорте текущей жизнедеятельности.