Профессиональное тестирование

В настоящее время кадровый потенциал государственных служащих Российской Федерации становится важнейшим стратегическим фактором успеха проводимых в стране социальных, политических и экономических преобразований.

Высокий уровень конкурентоспособности современного государственного служащего определяется его профессиональной компетентностью, высокой степенью профессиональной подготовки, управленческой и профессиональной культурой, психологической устойчивостью, ответственностью, дисциплинированностью, нравственностью, умением работать как в стабильных, так и чрезвычайных условиях.

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах в разделе «управление по результатам» предполагает внедрение методов и процедур управления, ориентированных на результат, разработке ключевых измеримых показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного служащего, а также формирование системы стимулирования государственных служащих, базирующейся на показателях результативности.

Качественное исполнение служащими государственного управления обязанностей, установленных Федеральным Законом «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г., возможно только при определенном уровне профессионального и личностного развития. Это обусловило необходимость создания системы мер по регулированию трудовых отношений государственных служащих в области регламентации их труда, оценки сложности труда и деловых качеств, уровня квалификации, компетентности и профессионализма. Все эти вопросы могут быть решены в ходе конкурсного отбора государственных служащих на замещение вакантных должностей, а также аттестации и квалификационных экзаменов.

Проводимая в последнее время государственная кадровая политика направлена на принятие мер по развитию профессионального потенциала работников органов представительной и исполнительной власти.

Значительное место среди таких мер занимают мероприятия, обеспечивающие правильный подбор, расстановку и использование кадров в соответствии с их квалификацией, уровнем подготовки и опытом работы.

Особое значение в связи с этим приобретает:

  • объективность в определении результатов деятельности работников по выполнению закрепленных за ними обязанностей и установлении с учетом квалификации, деловых и личностных качеств их соответствия занимаемым должностям;
  • выявление на этой основе динамичных (в смысле построения профессионального пути, карьеры), перспективных, энергичных, творчески мыслящих и инициативных работников для включения их в резерв на выдвижение;
  • разработка предложений по совершенствованию работы с кадрами, повышению эффективности труда как отдельных исполнителей, так и коллективов в целом.

На основе более чем 10-летнего опыта научно-практической работы кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ в области разработки критериев и показателей эффективности профессиональной деятельности государственного служащего в рамках реализации Административной реформы предлагается к разработке и внедрению методический комплекс «Аттестационные требования к проведению процедур замещения вакантной должности, аттестации, квалификационного экзамена, формирования кадрового резерва», включающий:

  • Тест оценки профессиональных компетентностей государственных служащих;
  • Сертификат специалиста (Учебное пособие для подготовки государственного служащего к квалификационному экзамену для оценки базовых и специальных профессиональных знаний);
  • Методические рекомендации к проведению процедур замещения вакантной должности, аттестации, квалификационного экзамена, формирования кадрового резерва с использованием теста оценки профессиональных компетентностей.

Аттестационные требования для проведения процедур сертификации специалиста государственной службы (в рамках проведения конкурсов на замещение вакантной должности, аттестации, квалификационного экзамена, зачисления в кадровый резерв) разрабатываются в соответствии и учетом: Конституции РФ, ФЗ № 58 от 27 мая 2003 «О системе государственной службы Российской Федерации», ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. «О Государственной гражданской службе Российской Федерации», Приказом от 27 декабря 2005 года № 147 «Об утверждении квалификационных требований к федеральным государственным гражданским служащим и государственным гражданским служащим субъектов РФ в области использования информационных технологий»; концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 года №1244р; профильных отраслевых Законов и подзаконных актов, Положений федеральных, региональных и муниципальных органов власти, Административных регламентов Министерств и Федеральных служб по профилю государственной службы, Реестра должностей государственной гражданской службы.

Основная цель аттестационных требований – определение перечня профессиональных компетенций, адекватных профессиональной деятельности государственного служащего (в рамках различных органов государственной власти) и разработка допустимых процедур оценки соответствия актуального уровня профессиональных компетентностей государственного служащего эталонным требованиям.

Тест оценки профессиональных компетентностей государственных служащих включает :

1) Тест базовой компетентности государственного служащего (знание вопросов государственной службы отраженных в Конституции РФ, базовых Законах по государственной службе);
2) Тест специальной компетентности государственного служащего по профилю государственной службы, в рамках предметной специализации Министерств, Федеральных Агентств и подразделений как органов, осуществляющих государственное управление в специфической области (знание основных Законов, подзаконных актов, а также решение ситуационных задач на основе Административных регламентов, Положений) ;
3) Тест управленческой компетентности (знание основ теории управления, специфики управленческих отношений в государственной службе);
4) Тест психолого-акмеологической компетентности (оценка способностей государственного служащего в решении ситуационных управленческих, коммуникативных, инновационных, конфликтологических задач);
5) Тест оценки информационно-технологической компетентности (включает тесты нескольких уровней сложности на знание базовых и специализированных компьютерных программ, а также решение тестовых задач).

По каждому разделу теста оценки профессиональной компетентности специалист отвечает на 30-50 вопросов, которые в случайном порядке выбираются из общей совокупности вопросов (общая совокупность вопросов в каждом разделе теста до 500).

Для подготовки государственного служащего к профессиональному тестированию в рамках проведения процедур замещения вакантной должности, аттестации, квалификационного экзамена предлагается учебное пособие (Сертификат специалиста), включающее теоретические знания по всем разделам теста, а также образцы вопросов и ситуационных заданий с вариантами ответов. Учебное пособие включает также список необходимой для подготовки к профессиональному тестированию литературы.

В методических рекомендациях даются критерии и уровни оценки профессиональной компетентности, образцы итоговых заключений при проведении процедур аттестации, квалификационного экзамена, формировании резерва.

В целом система методик профессионального тестирования профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в органах исполнительной власти имеет развивающий характер и позволяет правильно построить систему оценки кадров, обеспечивает более высокий уровень профессиональной реализации и способствует как повышению эффективности работы государственных органов в целом, так и повышению уровня их конкурентоспособности.

 

Приобретение профессиональных тестов и консультации по созданию специальных тестов:

тел. +7 (495) 436-99-67
       +7 (495) 436–07–25
(Колисниченко Наталья Викторовна)