Деркач Анатолий Алексеевич

Место работы: Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности
Должность: заведующий кафедрой
Ученая степень: Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Член Президиума Российской Академии образования, Президент Международной Академии акмеологических наук, шеф-редактор журнала "Акмеология", ректор Московского акмеологического института.

В 1972 году окончил аспирантуру факультета психологии Санкт-Петербургского госуниверситета. В 1992 году Спорткомитетом СССР отмечен Золотой медалью за научные исследования в области профессиональной деятельности и подготовки физкультурных кадров, В 2002 году Министерством образования награжден медалью К. Д. Ушинского, стал лауреатом премии М. В. Ломоносова Академии безопасности, обороны и правопорядка.

Деркач А. А. внес определенный вклад в разработку новых научных направлений — психология развития, акмеология и политическая психология. Под его руководством подготовлено учебное пособие «Общая и прикладная акмеология» (1995 г.), Учебник «Акмеология» (2003). Разработана концепция психологического обеспечения системы работы с кадрами различных регионов и оказывается практическая помощь в ее реализации. Программа включает основные направления: разработку психологических методов в управленческой деятельности, психологической стратегии и тактики работы с персоналом; психологическое программно-целевое моделирование профессиональной деятельности кадров; экспертный мониторинг психологической готовности кадров к профессиональной деятельности; психотехнологическое обеспечение профессиональной деятельности и подготовки кадров (выработку эффективных технологий деловой и личностной коммуникации, самоорганизации, профессиональной и информационно-интеллектуальной деятельности, технологий лидерства и формирования управленческих команд, подбора, расстановки кадров и др.); организация психолого-акмеологических служб регионов. Отдельные результаты названных исследований автора и возглавляемого им коллектива уже нашли отражение в коллективных монографиях, учебных пособиях (350 п.л.): «Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров» 1993; «Управленческая инноватика: рефлепрактические методы» 1994; «Управленческая акмеология» 1995; «Психолого-акмеологическое консультирование» 1996; «Акмеологические основы психологической и профессиональной зрелости личности» 1995; «Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих» 1997; «Акмеография и психодиагностика» 1997; «Методология и стратегия акмеологического исследования» 1998; «Развитие познавательных способностей» 1998; «Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях» 1998; «Прикладная социальная психология» 1998; «Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры государственных служащих» 1998; «Стратегия подбора и формирования управленческой команды» 1999; «Профессиограмма государственного служащего» 1999; «Формирование эффективности стиля управленческой деятельности руководителя» 1999;«Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2: Акмеологические основы управленческой деятельности» 2000; «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 3: Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности 2000; «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 4: Развитие ценностной сферы профессионала» 2001; «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 5: Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста» 2001; «Акмеологические основы развития профессионала» 2002; «Акмеология. Учебник» 2002; «Психолого-дидактические особенности совершенствования психологического образования государственных служащих» 2003; «Организационная акмеология» 2003; «Акмеологические основы развития профессионала» 2004.

Им разработана: теоретическая социально-психологическая модель деятельности управленца, теория эвристических способов решения управленческих и педагогических задач: система диагностики и коррекции состояния психологической готовности личности к профессиональной деятельности.

Новаторски представлены результаты исследования педагогического мастерства. Важный вклад сделан исследователем в построение общей теории формирования основ педагогического мастерства руководителя. Сконструированная им нормативная модель умений служит основанием разработки не только теоретических основ мастерства управленцев, но и для определения направлений и методов их совершенствования. Проблемы профессионального творчества А. А. Деркач разрабатывает на основе интегративного подхода. Им обосновано общее направление комплексного изучения творческого процесса по отношению к сфере профессиональной деятельности.

Деркач А.А. создал научную школу комплексных исследований в области интеграции педагогики, социальной и политической психологии, социологии, управления, психологии развития, акмеологии, юридической психологии и психологии безопасности в чрезвычайных условиях.

Под его научным руководством и научным консультированием защищено около 117 кандидатских и 25 докторских диссертаций.

АВТОРСКИЙ СПЕЦКУРС

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ

  • Психология профессиональной деятельности государственных служащих как теоретическая и прикладная отрасль знания
  • Психологическое содержание профессиональной деятельности кадров государственной службы
  • Психологические критерии и уровни профессионализма
  • Государственный служащий как субъект профессиональной деятельности
  • Содержание субъектно-профессиональных подструктур личности государственного служащего
  • Психологические подходы к построению профессиограммы и модели специалиста
  • Акмеографический подход к изучению государственного служащего как субъекта профессиональной деятельности
  • Построение моделей личности государственного служащего

Основное назначение курса «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы» — углубление знаний слушателей в области психологии развития личности, акмеологии, социальной психологии, конкретизация общих представлений о личности как субъекте профессиональной деятельности в системе государственной службы.
Ключевыми понятиями курса являются личность как субъект профессиональной деятельности в системе государственной службы и психологическое содержание деятельности лиц, занятых в этой сфере.

В связи с этим в программе основные акценты сделаны на таких проблемах, как ценностно-мотивационный смысл деятельности государственных служащих, психологическое наполнение субъектно-профессиональных подструктур, психологические явления и процессы деятельности. Эти стержневые проблемы углубляются и расширяются за счет введения в содержание программы разделов, раскрывающих психологические особенности реализации основных функций государственных служащих: принятия управленческих решений, делового общения и др.

Определенное место в программе отведено психологическим основам саморазвития, самосовершенствования, в частности, психолого-акмеологическим предпосылкам развития творческого потенциала, психологическим проблемам становления карьеры, аутопсихологической компетентности государственного служащего.

Завершается программа разделом, освещающим вопросы проектного моделирования личности государственных служащих различных уровней государственного управления, овладение которым для психологов-специалистов по работе с персоналом государственной службы является одной из основных задач подготовки в Академии. Курс «Психологии профессиональной деятельности кадров государственной службы» является базовым и готовит слушателей к овладению прикладными основами психолого-акмеологического знания, психолого-акмеологическими технологиями работы с персоналом в системе государственной службы.

Автор курса — доктор психологических наук, профессор, академик РАО А. А. Деркач в соавторстве.