Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации была создана 25 декабря 1992 г.

Основатель кафедры и ее бессменный руководитель - Анатолий Алексеевич Деркач, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, академик Международной академии акмеологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Премии Президента РФ в области образования (1999 г.) и Премии Правительства РФ в области образования (2006 г.).

Акмеология (от древнегреческого "акме" - острие, вершина, высшая степень чего-либо и "логос" - наука о человеке) изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности. Акме - система смысложизненных вершин (социальных, духовных, профессиональных), достигнутых человеком и воспринимаемых им как "чувство жизни", "самореализация", воплощенная собственная уникальность. С событийной точки зрения акме - это прорыв, подготовленный всем содержанием российской человекомерной культуры и науки; это принятие ответственности за поиски российского гуманитарного ответа на вызовы глобального развития, на вопросы, которые поставила перед мировым сообществом эпоха постиндустриализма с ее возрастающей наукоемкостью и глобальной информатизацией.

Главным богатством страны, в соответствии с постулатами акмеологии, является человек как социальный и профессиональный субъект, человеческий капитал. Суть акмеологии - рассмотрение в единстве процессов профессионального и личностного развития и указание пути достижения профессионального мастерства на основе реализации творческого потенциала личности. Акмеология идет по пути накопления общих закономерностей, в соответствии с которыми человек и общность людей реализуют высшие достижения в различных областях профессиональной деятельности на своем жизненном пути. Конкретным приложением акмеологии как науки являются разработки в области достижения вершин профессионального мастерства государственными служащими. Акмеологические разработки кафедры осуществляются на основе интеграции знаний в области философии, социологии, психологии, медицины, физиологии и других наук о человеке.

В настоящее время на кафедре работают на постоянной основе, а также как совместители и почасовики 45 докторов и 31 кандидат психологических, философских, социологических, педагогических, медицинских и технических наук. Из них 5 академиков Российской Академии Образования, 52 академика различных общественных, социальных, гуманитарных и естественно-технических наук.

В учебном процессе принимают активное участие 39 штатных преподавателей, 9 совместителей, 43 преподавателя, работающих на условиях почасовой оплаты. Большая часть преподавателей выполнила и перевыполнила общую, учебную и аудиторную нагрузку.

Важнейшими задачами учебных и научных подразделений Российской академии государственной службы, в соответствии с динамикой процесса становления и развития государственной службы в Российской Федерации, является повышение качества подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и послевузовской подготовки государственных служащих и кадров управления с использованием достижений науки и передовой практики. Именно на решение этих задач направлена деятельность кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности.

За 10 лет кафедра подготовила значительное количество (более чем 600) специалистов высшей квалификации по таким специальностям, как:

  • "Психология" со специализациями:
    • "Социальный акмеолог, советник по государственному и региональному управлению",
    • "Педагогический акмеолог, советник по народному образованию",
    • "Психология управления",
    • "Акмеология";
  • "Государственное и муниципальное управление" со специализациями:
    • "Психологическая служба федерального и регионального управления",
    • "Психология управления".

Кафедра занимается также переподготовкой и повышением квалификации кадров, в том числе по программе "Психологическое обеспечение профессиональной деятельности" (72 уч. часа, 500 уч. часов).
С 2001 г. на кафедре осуществляется подготовка аспирантов по программе дополнительного профессионального образования "Преподаватель высшей школы" (1080 уч. часов) с присвоением квалификации "Преподаватель высшей школы".

Программы обучения предполагают междисциплинарную, глубокую подготовку специалиста для аналитической, экспертной, консультационной, коррекционной работы с людьми в соответствующей структуре управления, обеспечения психологического сопровождения индивидуальной и командной деятельности, повышение уровня профессионального мастерства в работе с человеческими ресурсами. В этой связи слушатели получают общепрофессиональную и специальную подготовку. Ее базу составляют следующие дисциплины: общая психология, психология труда и инженерная психология, возрастная психология, социальная психология, политическая психология, акмеология, цикл дисциплин по анатомии, физиологии и психофизиологии. Благодаря их изучению слушатели получают знания по основам современной психологической науки. Назначение профилирующего курса "Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы" - углубление психологических знаний, их конкретизация применительно к специфической сфере профессиональной деятельности - государственной службе. Значительное место отводится прикладной подготовке, которая включает овладение навыками психодиагностики личности, психологического консультирования, использования психологических факторов в процессе формирования управленческой команды, современными гуманитарными психотехнологиями и др. Значительную часть учебного процесса составляют активные формы занятий: деловые игры, практикумы, тренинги, участвуя в которых каждый слушатель сможет освоить навыки использования методов психологии в работе с людьми.

На кафедре создана "Лаборатория экспериментальной акмеологии", в которой аспирантами и слушателями отрабатываются активные формы и методы личностно-профессионального развития кадров госслужбы, продуктивные стили деятельности и профессионализации управленческого аппарата.
Определенное место отводится самостоятельной работе слушателей над первоисточниками, над теми проблемами, которые в силу ограниченности времени не будут освещаться в аудиторных занятиях.

Немаловажную роль в решении учебных, а впоследствии и профессиональных задач играет индивидуальная работа со слушателями, которая направлена на оказание помощи в более эффективном использовании образовательных и методических возможностей кафедры и Академии в целом.

Выпускники кафедры успешно работают в администрации Президента Российской Федерации, в аппарате Государственной Думы, в различных министерствах и ведомствах, в федеральных и региональных учреждениях.

Кафедрой поддерживается постоянная связь с выпускниками, многие из которых продолжили свое обучение в аспирантуре, докторантуре, активно участвуют в творческих проектах кафедры.

Гордость кафедры - учебно-методический кабинет, который возглавляют высококвалифицированные методисты: Жанна Андреевна Оленина и Ольга Васильевна Зайцева.

Кабинет действует в соответствии со специально разработанной научной концепцией методической работы. Для слушателей и аспирантов - это методическая база самостоятельной работы, центр консультативной помощи и психологической поддержки в решении как учебных, так и многих личностных проблем. Для преподавателей - это полное и квалифицированное учебно-методическое сопровождение и материальное обеспечение учебной и во многом научной работы.

Кабинет имеет богатую библиотеку, включающую психологическую, педагогическую, философскую, социологическую и другую литературу, как современную, так и классическую.
В кабинете концентрируются также дипломные работы выпускников, авторефераты и диссертации, защищенные на кафедре; создан информационный банк данных, в состав которого входят: электронный каталог, библиотека, папки-накопители, постоянные и передвижные выставки, наглядные пособия, "кейсы" преподавателей.

За годы работы кафедры сложилась и развивается Московская научная акмеологическая школа, которая разрабатывает фундаментальные методологические основы и прикладные аспекты психолого-акмеологического обеспечения профессиональной деятельности, профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров государственной службы.

В действующем на кафедре Диссертационном Совете защищено 43 докторских и 397 кандидатских работ. Темами диссертаций стали актуальные проблемы личностного и профессионального развития субъектов деятельности, а также вопросы психолого-акмеологического обеспечения процесса развития профессионала.

Коллективом кафедры выпущено 384 крупных монографий и сборников научных трудов. Среди них пять книг А.А. Деркача "Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека" и монография "Акмеологические основы развития профессионала", "Акмеологические стратегии развития", "Типология, педагогика и акмеология непрерывного образования"; монографии О.С. Анисимова "Принятие управленческих решений. Методология и технология", А.А. Бодалева, Н.В. Васиной "Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты", ", Е.А. Климова "Психология профессионала, "Путь в профессионализм", А.В. Кириченко "Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях", В.Н. Маркова "Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка", Э.В. Сайко "Субъект: созидатель и носитель социального", Е.В. Селезневой "Акмеологическая культура личности", Ю.В. Синягина "Психологические технологии в формировании управленческой команды", Л.А. Степновой "Акмеологическая концепция развития аутопсихологической компетентности государственных служащих", коллективные монографии: "Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования" и другие.

Преподавателями кафедры подготовлено более 300 учебников и учебных пособий. Среди них учебники "Акмеология", "Политическая психология", "психология и педагогика", а так же учебные пособия, такие как "Акмеологический словарь", "Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих", "Медицинская акмеология", "Педагогика и психология высшей школы", "Психология профессиональной деятельности", "Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Психология управления" (В.Н. Маркин), "Рабочая тетрадь студента по изучению курса "Социальная психология" (О.В. Москаленко), "Развитие профессионализма преподавателя высшей школы".

 

О предмете акмеологии

Во многих научных классификациях развитие человека в онтогенезе слагается из детства, взрослости и старости. За кругом наук, во взаимосвязях друг с другом изучающих человека на ступени детства, закрепилось название педологии. Науки, совокупно исследующие старение и старость, образуют геронтологию. А наука, предметом изучения которой выступает взрослый человек, все чаще называется акмеологией. Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступени ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае прежде всего имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала). Поскольку взрослость человека очень часто отождествляется с его зрелостью как гражданина, как супруга, как родителя, как специалиста в какой-то конкретной области труда, то некоторые ученые, работающие в сфере акмеологии, заменяют понятие взрослости понятием зрелость, хотя, конечно, эти понятия неэквивалентны.

Большое внимание в акмеологии уделяется объективным и субъективным факторам, которые, взаимодействуя друг с другом, позволяют взрослому человеку достигать уровня акме (греч. - расцвет, вершина, высшая ступень чего-либо). Понятие акме является одним из основных в новой научной дисциплине, о которой здесь идет речь. И хотя термин акме все чаще используется в публикациях, содержание которых соответствует профилю науки о развитии взрослого человека, он истолковывается в них очень неоднозначно. В одних случаях авторы, говоря об акме, имеют в виду пик здоровья человека или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком.

Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в виду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда.

И, наконец, есть исследователи, например, сначала Н.А. Рыбников, а затем Б.Г. Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, АА. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин акме включают в название раздела науки о развитии человека в отногенезе. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, специально и настойчиво подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих ей стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидуальном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами.

И поскольку в научной школе Б.Г.Ананьева при освещении всех составляющих процесса развития человека в онтогенезе применяется комплексный подход и, соответственно, при прослеживании изменений, происходящих в психике и внутреннем мире человека при переходе его с одной возрастной ступени на другую, для более глубокого объяснения причин этих изменений привлекаются данные из сопредельных с психологией научных дисциплин, то и движение взрослого человека к своему большому акме или оптимуму, идущее через достижение им на предыдущих возрастных ступенях микроакме, и само это большое акме со всеми его характеристиками рассматривается многонаправленно и многоуровнево как результат взаимодействия очень многих объективных и субъективных условий и обстоятельств, включая и собственное жизнетворчество самого человека, суть которых акмеологией раскрывается в тесном содружестве с другими науками - естественными, общественными, гуманитарными и техническими.

К настоящему времени, помимо общей акмеологии, предмет которой был раскрыт выше, в связи с задачами профессионального формирования и развития человека в конкретных областях деятельности, имеющего всегда многоаспектный характер, стали оформляться такие ветви акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.

 

Личностно-профессиональная диагностика

В современном обществе существует парадокс, который заключается в том, что общество насчитывает большое количество умных и образованных людей, но их потенциал не востребован, а значит не реализован. Такое положение лишает человека развиваться творчески. Личностно-профессиональная диагностика позволяет зафиксировать психологический и профессиональный ресурс человека и наметить пути его акмеологического роста.   Подробнее...>>

С 1996 года кафедрой издается журнал "Акмеология", в котором отражено современное состояние исследований в области психологии развития и акмеологии.   Подробнее...>>

Длительное время это было внутрикафедральное, внутриакадемическое издание. С мая 2002 года журнал приобрел статус всероссийского издания. С декабря 2003 года совместно с РАО издается журнал "Мир психологии".

Реализуя научные проекты, кафедра поддерживает тесные научные контакты с регионами России, с научными учреждениями стран СНГ, активно развивает международные связи.

Кафедра постоянно выполняет задания администрации Президента РФ, администрации Государственной Думы, Правительства России.

Основательное научное, методическое и материальное обеспечение позволило кафедре перейти к компьютеризации учебного процесса и, прежде всего, к подготовке программ, учебных пособий, методических материалов в электронном виде.

Итогом многолетней работы коллектива кафедры стал научно-педагогический комплекс концептуально-методических разработок для системы непрерывного образования государственных служащих под общим названием "Психологические основы эффективности профессиональной деятельности кадров управления и их непрерывного образования". За разработку данного комплекса большая группа работников кафедры во главе с Анатолием Алексеевичем Деркачом была награждена Премией Президента РФ в области образования за 1999 год.

 

 

Руководство кафедры

Деркач Анатолий Алексеевич – заведующий кафедрой,
доктор психологических наук, профессор    подробнее...>>

Анисимов Сергей Алексеевич - зам. зав. кафедрой,
доктор социологических наук, профессор    подробнее...>>

Синягин Юрий Викторович – зам. зав. кафедрой,
доктор психологических наук, профессор    подробнее...>>

Степнова Людмила Анатольевна - зам. зав. кафедрой,
доктор психологических наук,    подробнее...>>